Слово на Рождество Христово настоятеля прихода протоиерея Андрея Мекрюкова

«Посему ты уже не раб, но сын; а если сын,
то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4,7)

Дорогие братья и сестры!

Рождество Христово – рождение на земле Царя Небесного, вечного Бога, Царя царей. Едва ли человеческая мысль способна постигнуть всю глубину величайшей тайны, охватить все величие этого события. Но когда переносишься своими мыслями к тому далекому, но дорогому нам прошлому, невольно поражаешься той простотой, при которой оно совершилось.

Пещера с яслями для скота, в них повитый самою Богоматерью Божественный младенец, около яслей и Богоматери старец Иосиф. Вот она – подлинная картина рождения Богочеловека, Спасителя мира. Практически все люди, оказавшиеся в то время в Вифлееме, нашли себе приют в домах. А Творец и Господь неба и земли рождается в вертепе. Тот, Кто имел Своим престолом небо и подножием землю, не нашел места для Своего рождения на земле. «Что бо хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен? в нихже просия Божества Твоего богатство» (ипакои канона Рождеству Христову).

«Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» (стихира на литии). Казалось бы, в величайший для мира момент рождения на земле Сына Божия, воплощения Бога-Слова должна была потрястись радостью обновляемая вселенная, развернуться открываемые для людей небеса. Однако для события такого значения никакая величественная обстановка не смогла бы выразить всей его непостижимой глубины. И в безыскусной простоте совершения этой великой тайны – ее истинная красота и величие, не заслоняемое ничем внешним и посторонним.

Перед нами младенец, лежащий в яслях. Какая радость видеть младенца не в порфире и шелку, не в роскошном дворце и даже не в хижине, а в жилище для скота? Но внешний блеск и земная слава – не самый верный знак радости. Напротив, для людей, ожидающих избавления от грехов и бед, более надежным залогом радости является то, что их Избавитель рождается в бедности и сразу же подвергается человеческим скорбям. И этим Он приближается Своей Божественной силой к самому началу человеческих болезней и скорбей. Какое может быть лучшее знамение верности ожидаемого исцеления!

Воплощение Сына Божия принесло человечеству бесчисленные блага, возвело его на Небеса. Но со стороны Бога оно не могло не потребовать определенной жертвы.

Если бы для Божества возможно было страдание, то не было ли бы уже самое рождение Бога на земле некоторым страданием, лишением? Святой апостол Павел говорит, что Сын Божий при вочеловечении «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2,7). Человек настолько ниже Бога, что стать Богу человеком это было бесконечно хуже, чем стать царю рабом. Можно сказать, что воплощение Сына Божия, будучи Его уничижением, явилось для Него первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний, настоящий. Внимая этой святой тайне, Церковь призывает нас: «Взирая на смиряющегося Христа, возвысимся от низменных страстей, добрым же старанием – не мудрствовать высоко о себе – поучившись вере, смиримся духом, чтобы превознести рождаемого делами» (тропарь трипеснца из службы Пред-празднства).

Воплощением Сына Божия исполнилась полнота времен, когда все небесное и земное соединилось во Христе (Еф.1,10). Наступило время Нового Завета. «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4,4-5). Подумать только: Сын Божий принимает на Себя образ раба, становится одним из нас, чтобы мы стали сынами Божиими!

И чтобы сделать нас Своими настоящими сынами, Бог послал в сердца наши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!» (Гал.4,6). Имея в себе такой дар, мы действительно видим в Боге нашего Отца. Авва! Мы обращаемся к Создателю неба и земли, как дети обращаются к своему родному отцу. Воистину, это дар Божией любви.

Слышим ли мы этот громкий голос Духа Сына Божия, который вопиет в наших сердцах? Если нет, только из-за того, что мы часто не хотим его слышать, что другие голоса, земные и о земном, заглушают его. Давайте же хотя бы в нынешний день великого праздника прислушаемся и услышим этот спасительный крик.

Рождество Спасителя – наше рождение как сынов и дочерей Божиих. Может быть поэтому, праздник Рождества ощущается нами как радостный детский праздник, разгоняющий страхи и тревоги в беспредельном доверии к нашему Небесному Отцу.

«Господь Иисус Христос призывает нас к сыновнему доверию, которое должно победить в нас страх и наполнить прямо-таки детской беззаботностью. Все мы знаем, что мир полон бедствий и опасностей. Все мы, сильные и слабые, бедные и богатые, образованные и неученые, здоровые и больные, все мы движемся в этой жизни над бездной небытия. Даже беглый взгляд в эту бездну способен вывести из равновесия самую бесстрашную душу. Но доверяющим Богу нет нужды ни задумываться над этой бездной, ни вглядываться в нее, ибо Отец уверенно ведет Своих детей над пропастью в Свое Царство и дарует им наследство блаженной жизни, не знающей ни тревог, ни страха», – пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

В этот светлый и радостный праздник хочется пожелать всем нелицемерной любви, великодушия и смелости быть, а не просто называться детьми Божиими, братьями и сестрами. Ведь на земле родился «Тот, для Которого всё и от Которого всё», и Кто не стыдится называть нас Своими братьями (Евр.2,10-11). Аминь.

Протоиерей Андрей Мекрюков.
Рождество Христово 2017/2018 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.