Слово на Рождество Христово настоятеля прихода протоиерея Андрея Мекрюкова

«И беспрекословно – великая благочестия тайна:
Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).

Дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь зовет нас приникнуть умом и сердцем к Вифлеемскому вертепу, чтобы стать свидетелями великой Тайны. Тайны неизреченной и страшной – Тайны Боговоплощения. С этой Тайны начинается христианская вера, начинается христианское благочестие.

Эта Тайна зародилась прежде всех век, на Предвечном Совете Святой Троицы и приведена в исполнение непостижимым для человеческого ума образом. Неизъяснимо Бог соединяется с человеком: вселяется во утробу Девы, в ней произрастает и рождается, «ключи Девы невредивый Рождеством Своим» [1] (6-я Песнь Пасхального канона). «Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества» [2] (9-я Песнь Великого канона Андрея Критского).

Господь и Творец вселенной входит в неё, рождаясь во времени. Он становится беспомощным Младенцем, оставаясь Вседержителем. «И приклони небеса и сниде» (Пс. 17:10). Бог наклонил небеса и сошел на землю, чтобы человека возвести на небо. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).

Бог явился во плоти не таким явлением, каким являлся праотцам. Уже не «из огня» (Исх. 3:2), не «во гласе трубном» (Исх. 19:6), не на «дымящейся горе» (Исх. 19:18), не «во мраке» (Исх. 20:21), не в «буре» (Евр. 12:18) приводящей в трепет души внимающих законодателей.

Бог явился во плоти, действуя уже не на расстоянии, как это было с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти.

Бог явился во плоти, приняв в Свою ипостась человеческое плотяное естество, чтоб совершить воплощенное домостроительство нашего спасения и потом навсегда уже пребыть Богом ненагим и человеком непростым, чтоб и всегда ходатайствовать о нас (святитель Феофан Затворник).

«Воистину сие есть великая тайна, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – потому что человек соделался Богом, Бог человеком».

В Тайне воплощения Бог открывает Себя людям, и одновременно открывает людям самих себя, какими бы Он хотел видеть их. Образ Божий исказился в человеке. В личности богочеловека Иисуса Христа Бог открывает всем Свой истинный образ.

Бог стал человеком не только для того, чтобы показать нам пример и научить истинному пути. Прежде всего, Он стал человеком для того, чтобы соединить нас с Собою, приобщить наше немощное болезненное естество к Своему Божеству. По слову пророка Исайи, «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4). Своим воплощением Бог возвратил человеку утраченные им невинность, святость и блаженство.

Рождество Христово свидетельствует нам о том, что конечной цели жизни невозможно достигнуть только своими собственными усилиями. Это возможно в первую очередь через соединение с Богом возрождающей силой богочеловека Иисуса Христа в Таинствах Православной Церкви.

Боговоплощение открывает нам возможность живого общения с Богом Отцом через воплотившегося Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, благодатью Бога Духа Святого. И в этом еще одна сокровенная сторона Тайны Боговоплощения.

Сегодня мы с вами слышали ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Дай нам, Господи, чтобы это славословие стало бы для нас не просто красивыми словами, а ангельским состоянием мира и благости! Аминь.

Протоиерей Андрей Мекрюков
7 января 2019 г.

[1] «заключенного чрева Девы не повредивший при рождении Твоем»
[2] «От зачатия без семени рождение неизъяснимо, у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод: ибо обновляет Божие рождение законы естества»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.